3 апреля, 2006

Бывают люди столь умные, что прочно знают, как прожить жизнь расчетливо и результативно. Человек такой предусмотрит пятизвездочный план жизни, что от уверенности земля под ногами прогибается, как досчатый настил: проскользнет эта жизнь по намасленной колее, без ушибов и тряски, будьте уверены. И вдруг - хрясть! Внезапно оказывается, что ты полноватый с одышкой подполковник, и уже на носу - гранд-финал. А случается по-иному. Сидишь ты с друзьями-собутыльниками и бренчишь на гитарках неумело. И даже не группа у тебя, а так, подъездная гоп-компания. Планов нет никаких. И вдруг посреди вакханалии юного возраста под звон посуды к тебе приходит удачный аккорд, в чем-то даже песня, которая называется, скажем, "Behind Space". Внезапно тебе предлагают контракт - и ты за два дня пишешь целый диск, который называется, допустим, "Lunar Strain". И вот уже закрутилась карусель. Ты - на гребне "новой волны мелодичного шведского дэт-метал", хотя до этого не существовало ни предыдущих волн, не, тем более, мелодичного шведского дэт-метал.

...Во времена, когда у "new wave of Swedish melodic death metal" был гребень, на нем царило относительное двоевластие в лице константинопольского Dark Tranquillity и римского In Flames (хотя обе группы жили по соседству в Гетеборге). Но время прилизывает гребни и щиплет шевелюры, словно куриц, и спустя десятилетие, когда In Flames обнаружили себя сидящими на известной горе с державой из папье-маше и бумажной короной из журнальных полос, внизу под ними лежал не только "шведский дэт-метал", но и, пожалуй, весь современный экстремальный хэви-метал. О том, как дойти до жизни такой, о новом альбоме одной из самых успешных металлических групп последних лет "Come Clarity" и еще о чем спросят - основатель In Flames, гитарист Йеспер Стремблад.

Звуки.ru: - Ясней ясного, давай поговорим о "Come Clarity", вашем новом альбоме. Я прочитал порядком ваших последних интервью, опубликованных в Интернете, и везде вы говорите о вашей новой работе в исключительно превосходной степени. Что же делает ее такой особенной?

Йеспер: - Все обстоит именно так. Мы крайне довольны этим диском. Во многом, наверно, оттого, что результат превзошел наши ожидания. Мы знали с самого начала, что нам удалась пара-тройка недурных песен, но по завершении работ оказалось, что мы записали первоклассный альбом. В подтверждение моих слов этот диск вызвал оживленную реакцию как публики, так и прессы во многих странах.

Звуки.ru: - Если сравнить "Come Clarity" с другими альбомами In Flames...

Йеспер: - Это своеобразная смесь старого и нового материала In Flames. Если ты слушал предыдущий диск - он был более "инструментальным", то на этом акценты смещены на мелодические ходы. Мы использовали на этот раз сдвоенную гитарную секцию для обыгрывания мелодий и соло, и это несколько необычно для нас.

Звуки.ru: - Тебе, должно быть, известно, что несмотря на то, что выход "Come Clarity" был назначен на начало февраля, альбом полностью можно было скачать в Интернете в МР3 формате еще осенью прошлого года. Это был случай так называемого музыкального пиратства? И как ты вообще относишься к распространению музыки через Интернет, в том числе нелегальному?

Йеспер: - У этого есть свои недостатки и свои преимущества. Конечно, никому не понравится, если он обнаружит свою работу за месяц до ее поступления в продажу доступной для всеобщего пользования. Безусловно, это отразится на продажах альбома. И если завтра все вокруг начнут скачивать музыку из сети, записывать ее на свой МР3 плеер, и перестанут покупать диски, In Flames, например, перестанет существовать - ведь музыка для нас сейчас является единственным источником дохода, а мы все живем в обыденном мире и должны содержать свои семьи. Однако, несмотря на эту покражу, "Come Clarity" все равно продается! Люди покупают альбом. И, с другой стороны, доступность твоей музыки через Интернет все-таки способствует популяризации имени артиста.

Звуки.ru: - У вас было рабочее название для этого альбома - "Crawl Through The Knives", если не ошибаюсь. Затем вы отказались от него в пользу "Come Clarity" сочтя его более благозвучным. Что вы сами вкладываете в это название, "Come Clarity"?

Йеспер: - Вообще-то, тексты, как ты наверное знаешь, пишу не я, а Андерс, но я могу объяснить. Это название связано с рождением ребенка Андерса, которое многое изменило в его жизни. Для него настала как-раз та своеобразная ясность, о которой говорится в названии, как бы открылись глаза на смысл жизни.

Звуки.ru: - Дизайн ваших альбомов, начиная с "Reroute to Remain" претерпел существенные изменения: от привычных "металлических" комиксов до сюрреалистичной, постмодернистской живописи. Таково было ваше намерение или в вопросах оформления ваших пластинок вы полностью полагаетесь на своего художника?

Йеспер: - Да, это был осознанный выбор. Мы всегда хотели выделяться из общего ряда, быть другими, не повторять того, что делают другие группы. Мне нравится рисунок на обложке. Он прост, в нем превалирует белый цвет, призванный подчеркнуть положительные эмоции, которыми пропитаны все песни на "Come Clarity". Это позитивный альбом, в отличие от мрачного "Soundtrack to your Escape".

Звуки.ru: - Твое последнее высказывание несколько не вписывается в мой следующий вопрос. Тексты ваших песен за последние годы явно сменили прописку: из макрокосма в микрокосм. - Если раньше вы пели о вещах вселенских, космических, то сейчас исключительно о проблемах, тревогах и страхах маленькой личности. И тексты эти подчас весьма мрачны. Ты считаешь ваши тексты частью "музыкального образа" In Flames, также крайне мрачного и агрессивного? Несмотря на то, что, как я догадываюсь, тексты пишутся, как и в большинстве случаев, на уже готовую музыку...

Йеспер: - Я немного не соглашусь с тобой: я думаю, с самого начала Андерс писал песни, основанные на своих переживаниях как личности. И в этом смысле их направленность мало в чем изменилась. Мы никогда не пели о религии или о Сатане с ужасами и прочей ерунде. Вот наглядный пример. На "Come Clarity" есть песня "Your bedtime story is scaring everyone". Она написана Андерсом под влиянием самого что ни наесть жизненного опыта: когда он укладывает дочку спать по телевизору всякий раз идут новости, и все, о чем в них рассказывают - это сплошной ужас, сущий ад: убийство, насилие, война. И ничего кроме этого. Так что все наши песни так или иначе - это отражения личного опыта и переживаний. А дальше уже дело за тем, как слушатель интерпретирует услышанное.

Звуки.ru: - Не сочти за комплимент, но если взглянуть на сегодняшнюю "металлическую" сцену, то окажется, что вы стали зачинателями и учредителями целого, широко распространенного сегодня, жанра. Ты согласен с подобным утверждением? (И охватывает ли тебя трепет при этой важной мысли?)

Йеспер: - Мы сейчас находимся в Штатах, где готовимся к предстоящему туру, и многие местные музыканты признаются нам, что являются большими поклонниками скандинавского металла. Ты не слышал, скажем, группу Lamb of God? Они звучат как мы десять лет назад, только в более современном ключе. Иногда, когда мы слушаем такие группы, как Killswitch Engage, мы перемигиваемся: "О, это ж наш материал десятилетней давности!" Сейчас здесь, в Америке последняя "металлическая" мода - это смесь шведского металла и хард-кора.

Звуки.ru: - Вопрос вдогонку. А тебе не кажется, что современная шведская сцена ныне сильно подвержена американскому влиянию, все в большем количестве используются сэмплы, а музыка все явственнее напоминает Korn или Slipknot?

Йеспер: - Ты не первый, кто говорит об этом. Но если послушать "Colony", наш альбом 99-го года, то обнаружишь на нем не меньше партий клавишных или сэмплов, чем мы используем сейчас. Или, вспомни, что делали Iron Maiden в 86-м году на "Somewhere In Time". Это не попытка быть модными, это желание как-то раскрасить свою музыку, придать ей новые оттенки. Не думаю, что это имеет что-то общее с желанием во всем походить на американцев.

Звуки.ru: - Без сомнения, все музыканты так называемой "гетеборгской" сцены прекрасно знают друг друга. Да, и сама сцена представляет собой очень узкий круг. Как на твой взгляд, не оказываетесь ли вы все невольно под влиянием идей своих компатриотов?

Йеспер: - Про себя я могу сказать: нет. Я не слушаю другие группы, когда пишу, и, тем более, не думаю о них. Лет десять назад, пожалуй, я находился под большим влиянием At The Gates. Они поистине были первой death metal группой, поднявшей этот жанр на новый уровень, привнеся в него ранее не встречавшиеся мелодии.

Звуки.ru: - Чтобы закончить "шведскую" тему - но с другой временной стороны - кто, на твой взгляд, явился родоначальником скандинавского хэви-метал в 80-е, или даже в 70-е?

Йеспер: - Трудно сказать. У нас было порядком малоизвестных, в общем-то, за пределами Швеции групп. Пожалуй, я назову группу, называвшуюся 220V, и, конечно, Ингви Мальмстина - безусловно, самого известного парня с гитарой из Швеции.

Звуки.ru: - А как же Bathory или Candlemass?

Йеспер: - Да, да, конечно. Их также непременно стоит отметить. Сам я, правда, не слушаю Bathory, чего не могу сказать о Candlemass - это великая группа.

Звуки.ru: - Когда в 93-м году Андерс (Фриден) ушел из Dark Tranquillity и стал горлопаном в In Flames, а его предшественник, Михаэль (Станне), напротив, покинув In Flames, стал вокалистом Dark Tranquillity - это произошло случайно или то был своеобразный размен?

Йеспер: - Случайно. Собственно, это и не входило ни в чьи планы - что Михаэль будет постоянным участником In Flames. Он был скорее сессионным музыкантом. Михаэль оказал нам услугу, спев на "Lunar Strain" - нам срочно был нужен вокалист, ибо на запись альбома нам было отведено катастрофически малое время. И я, и Андерс играли тогда в Ceremonial Oath, и когда я решил уйти, то предложил ему уйти вместе со мной и присоединиться к In Flames. Он согласился. Так что никакого намеренного размена не было. Все произошло само собой.

Звуки.ru: - В прошлом году вы играли на Ozzfest, на одной сцене с двумя самыми влиятельными, если угодно, группами в истории хэви-метал: Black Sabbath и Iron Maiden. Каково было выступать вместе с этими титанами? И, конечно, не могу не спросить твоего мнения об инциденте на Ozzfest в Калифорнии, когда по наущению Шарон люди из лагеря Осборнов забросали Maiden яйцами?

Йеспер: - С одной стороны, это очень почетно - делить одну сцену с такими колоссами, как Iron Maiden. С другой - наши выступления приходились на утро или день, и мы были вынуждены играть перед совсем небольшой толпой, которая только начинала собираться к этому времени. Да и выступали мы всего-лишь по 20 минут. Под конец это стало утомлять. А что до этой истории с Шарон, то это было крайне непрофессионально с одной стороны, а с другой просто по-свински. Если у нее были какие-то личные счеты с Брюсом Дикинсоном, то это еще не повод для того, чтобы поганить выступление всей группы и, главное, портить вечер зрителям.

Звуки.ru: - Кстати, похоже среди критиков существует тенденция всякую относительно успешную группу, сочетающую агрессию и мелодику в своих песнях, сравнивать с Iron Maiden. Как ты думаешь, справедливо ли будет по отношению к вам говорить, что Maiden действительно сильно повлияли на формирование стиля In Flames?

Йеспер: - Целиком и полностью. Я впервые взял в руки гитару, будучи еще ребенком, потому что хотел быть как Iron Maiden. И могу с уверенностью сказать, что они в не меньшей степени повлияли и на остальных участников группы. Ты можешь услышать это в нашей музыке: мы тоже используем сдвоенную секцию соло-гитар, а это, безусловно, изобретение Iron Maiden.

Звуки.ru: - У вас в последние годы был крайне напряженный гастрольный график. Скажи, когда ты впервые отправился в продолжительное турне, жизнь на гастролях оказалась такой, как ты ожидал ее увидеть, как ты представлял ее себе будучи юношей? И как лично тебе удается улаживать семейные проблемы, которые, не сомневаюсь, возникают время от времени из-за твоего длительного отсутствия дома?

Йеспер: - Ты видел расписание наших гастролей на этот год? Это кошмар! День отдыха следует после нескольких "рабочих" дней. В таком режиме очень тяжело хотя бы уделять внимание семье. Но, с другой стороны, это жизнь, о которой мы мечтали с детства: иметь возможность путешествовать по миру, стоять на сцене перед многотысячной ревущей толпой. Это очень тяжелая жизнь, но таков удел музыканта: ты должен гастролировать как можно более интенсивней, покамест такая возможность имеется. Никто не знает, что будет завтра или через десять лет. Зато когда ты наконец возвращаешься домой, это делает время, проведенное в кругу семьи, еще более драгоценным. И все жертвы, которые ты приносишь ради возможности концертировать, кажутся не напрасными в тот момент, когда ты выходишь на сцену.

Звуки.ru: - Самый последний вопрос. Я слышал, вы боитесь ехать с концертами в Россию из-за угрозы терроризма и тяжелой криминальной обстановкой в нашей стране. Это так? И поступали ли к вам предложения от российских промоутеров?

Йеспер: - Нет, это ерунда. Мы до сих пор не выступали в России по другой причине: нам не поступало достойного предложения. И мы хотим работать с серьезным, зарекомендовавшим себя промоутером. Мы работаем над этим. Могу тебе сказать одну вещь: возможно, мы приедем к вам в этом году.


Наверх...


"Все прояснилось"                
Интервью с Йеспером Стрёмбладом из In Flames
Звуки.РУ

Автор: Алексей МОРОЗОВ

назад...
Используются технологии uCoz